«Running of the leaves» («Понимат»)

С игрового автомата «Running of the leaves» (также известен как «Понимат») в 2018-м году началась история «Понитроники».

Краткое описание: исходно автомат основывался на схеме приставки из книги Овечкина М. А. «Любительские телевизионные игры» (1985), но за несколько лет был переработан практически полностью, получив новую многоцветную графику, музыкальный проигрыватель, счетчик очков и множество других доработок.

Исходно за проектом стояли две основные идеи:

1. Создать переносной игровой автомат-трансформер, который можно будет перевозить одному человеку. Для этого пульт управления сделан съемным; и для транспортировки убирается в выемку в задней части автомата, фиксируясь защелками. В верхней части корпуса установлена ручка для переноски. Для возможности оперативного ремонта и доработок, основная плата установлена на петлях, и при снятии боковой стенки откидывается горизонтально.
2. Разработать схему автомата без применения микропроцессора или каких-либо современных платформ и эмуляторов. Таким образом, внутри «Понимата» одновременно трудятся более сотни микросхем, а самые «крутые» из них – это всего лишь ПЗУ с данными графики и звука. Непосредственно развертка изображения на экран и обработка игровых ситуаций производятся стандартными счетчиками, дешифраторами и мультиплексорами 155 и 555 серий микросхем из 80-х.

Игровой процесс: на экране отображаются четыре горизонтальных беговых дорожки, каждая из которых отведена для одной пони (Эпплджек, Пинки Пай, Рэйнбоу Дэш и Твайлайт Спаркл). В начале игры все пони становятся на стартовую линию слева, финишная черта — справа. Каждый игрок управляет одной из пони, пытаясь перепрыгнуть движущиеся ей навстречу препятствия — для этого при приближении препятствия в нужный момент времени нажать кнопку прыжка. При успешном прыжке пони смещается на один шаг вперед, становясь ближе к финишу, при столкновении с препятствием — на один шаг назад, отдаляясь. Побеждает тот, кто дойдет до финишной черты первым.

С помощью кнопок «-» и «+» можно изменить скорость игры; выбранная скорость отображается на индикаторе-столбике. Минимальная (первая) скорость в три раза медленней максимальной (седьмой).

В автомате присутствует общий счетчик очков. Отсчет начинается от «999» в начале игры и идет в обратном направлении. Чем быстрее победитель дойдет до финиша (это зависит от выбранной скорости игры и успешного преодоления препятствий), тем больше очков останется.

Что внутри? Начинка «Понимата» — это комбинация блоков собственной разработки и телевизора «Юность 32ТЦ-309Д».

Счетчик очков
Ведет общий счет очков от «999» в обратном направлении и управляет подсветкой в верхней части автомата.

Основной блок

Состоит из трех отдельных плат. Формирует графику, звук, обрабатывает игровые ситуации.

Блок питания логики
Стандартный импульсный блок питания (5В, 2А). Предназначен для питания счетчика очков, блока управления и основного блока.

Блок комбинированный

Обеспечивает обработку информации по цветовым каналам R, G и B, выделяет сигналы синхронизации, усиливает звук, кодирует изображение в системе цветности PAL для вывода на внешний монитор или проектор. За основу взят блок цветности «МЦ-31-1», исключены цепи обработки PAL/SECAM, на освободившемся месте смонтирована схема выделения сигналов синхронизации, усилитель звука, PAL-кодер и органы управления.

Блок строчной развертки
Управляет отклонением луча по горизонтали и обеспечивает высокие напряжения для питания кинескопа. От телевизора «Юность 32ТЦ-309Д». Без изменений.

Блок кадровой развертки
Управляет отклонением луча по вертикали. От телевизора «Юность 32ТЦ-309Д». Без изменений.

Блок питания дисплея
От телевизора «Юность 32ТЦ-309Д». Без изменений.

Плата межблочных соединений
От телевизора «Юность 32ТЦ-309Д». Демонтированы лишние детали.